ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ТОЛСТОГО.

В романе <Война> Л. Н. Толстой предстает перед читате-лем не только как самобытный гениальный писатель, стилист и ху-дожник. Важное место в сюжете занимают его оригинальные исто-рические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда боль-ше, чем писатель, создает собственную философию истории: цель-ную систему взглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги. Более того, вторая часть эпилога, завершающая роман, представляет собой ис-торико-философский трактат, мировоззренческий итог многолетних поисков и размышлений автора на заданную тему. <Война> - не просто роман исторический, но также роман об Истории. Она - действует, и ее действия имеют непосред-ственное влияние на судьбы всех без исключения героев. Она - не фон или атрибут сюжета. История - то главное, что определяет плавность или стремительность его движения.Вспомним заключительную фразу романа: <...в> , - и здесь Толстой ставит точ-ку.Образ широкой, полноводной, могучей реки - вот что возника-ет в молчании и пустоте. Эта река берет свое начало там, где начи-нается человечество, и течет туда, где оно умирает. Толстой отказы-вает всякой личности в свободе. Всякое существование - есть су-ществование по необходимости. Всякое историческое событие - есть результат бессознательного, <роевого> действия природных исторических сил. Человеку отказано в роли субъекта общественного движения. <Предмет> , - пишет Толстой, отводя ей, истории, место действующего субъекта и персонажа. Ее законы - объективны и независимы от воли и поступков людей. Толстой считает: <Если> .Личность может мало. Мудрость Кутузова, как и мудрость Пла-тона Каратаева, состоит в бессознательной покорности влекущей их жизненной стихии. История, по мнению писателя, действует в мире как естественная природная сила. Ее законы, подобно зако-нам физическим или химическим, существуют независимо от жела-ний, воль и сознании тысяч и миллионов людей. Именно поэтому, считает Толстой, невозможно объяснить что-либо истории, исходя из этих желаний и воль. Всякий общественный катаклизм, всякое историческое событие есть результат действия безличного недухов-ного персонажа, чем-то, впрочем, напоминающего щедринское <Оно> из <Истории> .Вот как Толстой оценивает роль личности в истории: <Истори-ческая> . И логика этих рассуждений такова, что в конечном счете из истории исчезает не только понятие свободы воли, но и Бог в качестве нравственного ее начала. На страницах романа она вы-ступает как абсолютная, безличная, равнодушная сила, смалываю-щая в порошок человеческие жизни. Всякая личная активность не результативна и драматична. Словно в древней пословице о судьбе, которая влечет покорных, а непокорных тащит, она распоряжается человеческим миром. Вот что происходит с человеком, по мнению писателя: <Человек> . Поэтому в истории неизбежен фатализм при объясне-нии <нелогичных> , <неразумных> явлений. Чем больше мы, по мнению Толстого, стараемся разумно объяснить эти явления в исто-рии, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.Человек должен познать законы исторического развития, но в силу немощности разума и неверного, а точнее, по мысли писателя, ненаучного подхода к истории осознание этих законов еще не при-шло, но обязательно должно прийти. В этом состоит своеобразный философский и исторический оптимизм писателя. Для этого необ-ходимо изменить точку зрения, <отказаться> , от-казаться от концепции свободно действующей в истории личности, неузнав абсолютную и жесткую необходимость исторических закономерностей.










Hosted by uCoz