|
|
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ЭПОХИ В ОЦЕНКЕ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО.
В романе Льва Толстого
<Война>
большое значение уде-ляется не только психологии, но и философии, истории. Толстой хотел показать не отдельные характеры, как Достоевский, а челове-ческую массу и способы влияния на нее. История у Толстого - это взаимодействие миллионов людей. Он пытается показать, что от-дельный человек, исторический деятель не в состоянии влиять на человечество. Отдельные деятели у Толстого показаны как люди, стоящие вне исторического процесса и не могущие влиять на него. У Толстого они - просто люди и прежде всего - люди. Они всту-пают во взаимодействие с другими героями произведения, и каж-дый герой составляет о нем свое мнение прежде всего как о челове-ке. Так поступает и Андрей Болконский - он контактирует прак-тически со всеми историческими деятелями его времени: Наполео-ном, Александром, Кутузовым, Францем-Иосифом. Интересно по-смотреть, как князь Андрей относится к каждому из них.Прежде всего следует рассмотреть отношение князя Андрея к Кутузову. Это человек, который князю Андрею хорошо знаком, именно к Кутузову послал служить князя Андрея его отец. Старый князь
<передает>
Кутузову. Задача и того и дру-гого - хранить князя Андрея. Ни тот ни другой не в силах повли-ять на его судьбу. Князь Андрей любит Кутузова как доброго де-душку и отца своей армии, и именно через Кутузова князь Андрей соединяется с народом. Кутузов не в силах повлиять ни на кого, на ход истории и изменить его. Он выступает здесь как архангел Ми-хаил - предводитель святого воинства. Русское войско - святое войско, оно защищает свою страну от Антихриста - Наполеона и войска дьявола. И как Архангел Михаил, Кутузов практически никакими действиями не мешает Наполеону. Он считает, что Наполе-он образумится и раскается, как оно и случилось. Наполеон пони-мает всю бесполезность войны против русских. Наполеон не может воевать с русскими. Антихрист не может воевать со святым воин-ством. И ему остается только уйти, признав свое поражение. Эта борьба разворачивается в высших небесных сферах, и князь Анд-рей, как существо высшего порядка, понимает, что Наполеон и Ку-тузов - не просто главнокомандующие двух враждебных армий. Это существа, личности которых сформировались где-то в другом мире. Бородино - это своего рода Армагеддон, последняя схватка, последняя битва Добра и Зла. Так это и случилось - в этой битве Наполеон потерпел поражение. Князь Андрей это понимает, у него это понимание где-то на подсознательном уровне. Он не отдает себе в этом отчета. В начале романа он воспринимает Наполеона как властителя мира, умного и честного. Это согласуется с библейскими апокрифическими словами о том, что Антихрист придет властво-вать и все его будут любить. Так и Наполеон - пришел властвовать и хотел власти над всеми. Но Русь нельзя покорить, Русь - святая земля, святое воинство, ее нельзя завоевать. У князя Андрея при Бородине, при иносказательном Армагеддоне была своя роль - он явился символом ангельского смирения, и здесь он противопостав-лен Кутузову, который дает сражение Антихристу. И Кутузов здесь воспринимается князем Андреем именно так, как воспринимают ангела - как доброго всеобщего отца.Здесь, чтобы закончить разговор о Кутузове и Наполеоне в вос-приятии князя Андрея, нужно сказать об отличии Кутузова от На-полеона, о различиях в их философии и мировоззрении. Кутузов более близок к князю Андрею, потому что это восточный тип человеческого сознания. Князь Андрей сам близок к нему. И это сбли-жает его с Кутузовым. Наполеон же - олицетворение западной философии и западного мировоззрения.Совсем иначе князь Андрей воспринимает двух императоров - Александра и Франца-Иосифа. Это обычные люди, которых судьба вознесла на высшую ступень власти. Они не могут удержать эту власть в руках. Князь Андрей чувствует неприязнь к обоим импе-раторам. Они земные властители, но они недостойны быть ими. Они боятся этой власти и передоверяют ее своим генералам, коман-дующим, советникам и другим прислужникам власти. У Александ-ра такая же философия, он передоверяет свою функцию главноко-мандующего Бенигсену и другим иностранцам. Андрею не нравятся люди, которые не способны нести ответственность за свои поступ-ки. Если ты не можешь властвовать - зачем называться императо-ром? Власть - это прежде всего ответственность за тех людей, ко-торые тебе подчиняются. Александр не мог за них отвечать. Франц-Иосиф тоже. Князь Андрей больше уважает Александра за то, что он понял свою неспособность командовать армией и передал ее Ку-тузову. Франц-Иосиф не способен понять даже свою неталантли-вость. Он глуповат и омерзителен князю Андрею, который чувству-ет свое превосходство над обоими императорами. Это ощущается где-то на подсознательном уровне. У Андрея к ним отношение непрощающего ангела.А к полководцам, которые потерпели поражение, у князя Анд-рея отношение сочувственное. Например, к генералу Маку у него отношение офицера. Он видит его, униженного, разбитого, потеряв-шего все свое войско, - и у него не рождается негодования. Гене-рал Мак пришел к апостолу Михаилу - Михаилу Илларионовичу Кутузову. Он пришел с непокрытой головой, мокрый, понурый. Он не скрывает своей вины, и архангел Михаил прощает его. И вслед за ним прощает его апостол Андрей. Другого полководца, уже рус-ского, князя Багратиона, Михаил благословляет на подвиг.
<Благо-словляю>
- так говорит Кутузов, и князь Андрей просит разрешения сопровождать его, как его ангел-хранитель.Особняком стоит отношение князя Андрея к Михаилу Михайло-вичу Сперанскому. Князь Андрей не воспринимает его как челове-ка. Очень важна здесь такая деталь, как металлический смех и хо-лодные руки Сперанского. Это говорит о Сперанском как о машине, созданной кем-то на
<благо>
государства. Его задача - реформиро-вать и обновлять. Он на это запрограммирован. Князь Андрей не может работать с машиной и расстается с ним.Таким образом, исторические деятели оцениваются князем Андреем поразному, но ни один не воспринимается как существо, способное к влиянию на мировой исторический процесс. Это суще-ство не от мира сего, и у них нет силы даже на то, чтобы повлиять на историю, даже как простой народ. Они не являются народом и выпадают из человечества, потому что они слишком сильны для него, а значит, слишком слабы.
|
|
|