|
|
Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века.
Внутренний мир – это душа человека, процесс его размышлений, переживаний, настроений - всё то, что порой невыразимо
словами.
Так, например, у Достоевского внутренний мир героя романа "П и н" передает читателю не только то, о чем он размышляет
или что чувствует, но и сам процесс возникновения и развития его мыслей и чувств, психологическую среду, в которой
вызревают итоговые принципы и решения. Тем самым заставляя нас вникать в психологические изыскания автора. Где писатель,
используя внутреннюю речь, создает психологию и характер главного героя - Раскольникова, особенно в острые моменты его
жизни. Но именно словами автор пытается передать "безмолвный" внутренний мир человека, заставляя душу героя
"говорить", как бы наделяя её даром речи.
" Три момента мы можем различить и в душевном развитии (во внутреннем мире) каждого человека, пожалуй, всякого народа
и целого человечества. А именно: непосредственной первоначальной ясности, падения и возрождения.… Но как бы то ни было,
среди глубочайшего мрака, человеком постигается главная истина его бытия, … И сущность греха (падения) такова, что она
всегда предполагает возрождение…",- писал критик В.В.Розанов. У Достоевского все страдания сведены к катарсису,
поэтому и герои романа отображают его самого. Так, Соня Мармеладова, любимая героиня автора, является как бы его
голосом, веруя в то, что "нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья:
человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием".
Как же изображен внутренний мир Родиона Раскольникова?
На первых страницах романа мы чувствуем всю тяжесть и безысходность жизни героя. Бывший студент Раскольников обитает в
каморке "под самой кровлей высокого пятиэтажного дома". Родион, словно находится в бреду, мечётся по грязным улицам
Петербурга, мрачным распивочным. Что и объясняет его настроение. По словам его друга Разумихина: "Чувств своих не
любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце". Так Родион, в окружающей его обстановке,
"уходит в себя". Он критически относится к жизни и к морали "большинства". Однако, отрицая традиционные нравственные
ценности, он в то же время испытывает потребность в вере, в новой морали. Не случайно следователь Порфирий Петрович
говорит о нём: " Я вас почитаю за одного из таких, которых хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть
на мучителей, - если только веру иль Бога найдет". Поэтому Раскольников и задумывает совершить "новый шаг", во имя
справедливости "кровь по совести пролит!
ь", чтобы выработать для себя мораль. Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению – убийству
не только старухи-процентщицы, но и Лизаветы, самой "униженной и оскорбленной", ради которой, как он пытался внушить
себе, и был поднят топор. Раскольников, таким образом, становится не свободным человеком, а рабом собственной мысли,
"идеи-страсти". Но "своеволие" оборачивается саморазрушением, отрывает человека от "почвы" и тем самым его
обессиливает, а в конечном счете стирает как личность. Ибо, преступив, герой романа не учел главного – склада
собственного характера.
"Бес" предупреждений и после преступления не отпускает героя. Все время, пока его теория определяет поступки и
внутренний мир, он находится в крайне болезненном состоянии: его мучает горячка, сны-кошмары, бред. Его духовные силы
напряжены до предела, он становится раздражительным, мнительным, порой даже агрессивным. И "выздоровление"
Раскольникова, его духовное возрождение, возвращение к Богу невозможно до тех пор, пока ложные представления о людях не
будут изгнаны из его сознания.
Поэтому , в одиночестве, ему трудно всё осмыслить, и он идет к людям, к Соне Мармеладовой, это чистая душа заставляет
Раскольникова по-новому посмотреть на свои деяния. Именно она была способна сострадать Родиону, так как её не смущает "
ни физическое уродство, ни уродство социальной судьбы". Соня проникает " сквозь коросту во внутренний мир героя
романа. Видя зло, не спешит осуждать. Для неё все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться
счастья, своего или чужого, путём преступления. Грех остаётся грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. Личное
счастье нельзя ставить себе целью. Человек не имеет права на эгоистическое удовлетворение, он должен терпеть, и через
страдание он достигает истинного катарсиса (возрождения).
В эпилоге романа мы читаем: "Их воскресила любовь…" - к новой жизни. Это возрождение Раскольникова выражается
символически" Родион просит Соню прочитать из Нового Завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря, и смысл
прочитанного соотносится им с собой. Тронутый сочувствием Сони, Раскольников второй раз "идет к ней уже как к близкому
другу, сам признаётся её в убийстве , пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит её не
оставлять его в несчастье и получает от неё наказ – идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом".
Содрогаясь от отвращения и отчаяния, Раскольников повинуется воле Сонечки: он идет сознаваться в полицейский участок.
Индивидуальными душевными качествами которого являются не только гордость, но и благородство и доброта, жалость и
сострадание. Ведь совершил этот поступок ради установления справедливости.
И именно признание Раскольникова (честность) открывает ему путь к спасению человеческой души. Но, находясь на каторге,
он не раскаивается в содеянном, так как ему хочется жить, не потому, что он подлец, а потому, что он, несмотря на свой
страшный опыт, несмотря на кровь, обагрившую его руки, верит в существование индивидуальных ценностей и в возможность
переустроить жизнь. Это является свидетельством того, что если Соне и не удалось победить, переродить мир Раскольникова,
то она, во всяком случае, способствовала окончательному крушению его бессмысленной идеи. И склоняя колени перед Соней в
конце романа, мы понимаем, что Родион склоняет не перед всем страдающим человечеством, а перед Соней и правдой. Ибо
именно через любовь к Сонечке Мармеладовой Раскольников приближается к катарсису, благодаря которому произойдет
"постепенное обновление" героя, "постепенное его перерождение "постепенный переход его в другой мир".
|
|
|