Поиск положительного героя в творчестве Некрасова

      Лирический герой     Некрасова     почти    всегда    человек надломленный, раздираемый   внутренними противоречиями,   мучимый своим несовершенством.    Этот глубокий духовный конфликт самого поэта, в котором он постоянно исповедовался читателю, заставлял его искать    среди предшественников и современников свой идеал, неустанно созидать высокий образ "рыцаря без страха и   упрека".

То, что   мы привыкли определять как "образ положительного

героя', и    в   малой   степени   не   передает   возвышенный   идеал некрасовской лирики,     воплощенный   то   в собирательном образе Гражданина, призывающего   Поэта: "на благо ближнего живи", то в образе пламенного певца, умевшего "любить - ненавидя '...

      Образ ГЕРОЯ в творчестве   Некрасова   постоянно   меняется: ведь меняется    время,    меняется Россия,   меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот   ГЕРОЙ   в   пореформенную   эпоху,    в некрасовском творчестве 6О-х годов.

      Прошло совсем     немного     времени     после    проведения демократических реформ - и стало ясно:   общество   обмануто.    И Некрасов, так   поверивший было в исполнение заветных мечтаний о свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось. Однако   теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне звучит нечто новое:   надлом,   разочарование.    И   не   только   в возможности все    разом   изменить:   переживший крушение главных своих надежд поэт сомневается в том, во имя кого жил и боролся, -    в самом НАРОДЕ:

     Некрасовский ГЕРОИ не абстрактен, это не воплощение вечных человеческих добродетелей -   он   меняется.    в   зависимости   от требований эпохи,     в   зависимости от сиюминутных задач своего дела: "жизни во имя народа". Каков же должен быть ГЕРОИ теперь, когда народ    увиделся   Некрасову   не   только страдающим,   но и забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное рабство?!

Некрасов первый   из русских литераторов так близко подошел

к пониманию всей противоречивой   глубины   народного   характера. Ведь 60-е    годы - время особой увлеченности народной темой:   в народе искали ответы на все вопросы,    в   нем   видели   исток   и надежду, полагая,      что   все   -   и   духовное,   и социальное ­сосредоточено в этом совершенно непознанном субъекте,   в   terra incognita - в демосе.

В    лирике    Некрасова    в    то    время    призывы    к   

освобождению   народа от    крепостной    зависимости    стоят    рядом    с    размышлениями    о    том,   что даст   народу   эта   свобода,   как   он   ее   примет,   как осознает.   Посмотрите: его персонажи    сейчас    -    подчеркнуто    безответные,    забитые    люди,    безропотно    принимающие    любые     унижения.    Таковы     и    строители     железной    дороги    ("Железная    дорога",    1864    г.),    которые,    подобно    древним    рабам Египта,   отдали   здоровье,    силы,   а    многие   и    жизнь   на    строительстве,   а потом    легко    позволили    себя    обмануть    управляющему;    и    ходоки    ("Размышления   у   парадного   подъезда",   1858   г,):   шли  

в    столицу   за    правдой   и легко   уходят,    непущенные   даже    на   порог    "роскошных   палат..."    Автор   не только   и   не   столько   жалеет   их,   сколько   пишется    понять,   в    чем   причина их долготерпения, где его предел и есть ли он:

        Где народ, там и стон... Эх, сердечный!


Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, ­Создал песню, подобную стону,


        И духовно навеки почил?.

                                 ("Размышления у парадного подъезда", 1858г'.)

     Одним из    главных    духовных    ориентиров   Некрасова   был


Лермонтов. Вспомните   горестную лермонтовскую   "благодарность": "За жар души,   растраченный в пустыне"; вспомните его Пророка ­осмеянного, побиваемого     каменьями    за    то,     что    посмел провозглашать "любви              и   правды   чистые   ученья '.   Та же мука

впустую растраченного   душевного   жара,    то    же    неизбывное

страдание пророка,   не услышанного своим народом,   не узнанного им, звучат в каждой строке некрасовской "Элегии" 1874 года.

             Художественное своеобразие поэмы "Кому   на

Руси жить хорошо?"

     Поэма "Кому   на   Руси   жить   хорошо?" занимает центральное место в    творчестве          Некрасова.     Она    стала    своеобразным

художественным итогом   более чем тридцатилетней работы автора.

Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме;   заново   осмыслены все волновавшие   его    проблемы;    использованы   высшие   его

художественные достижения.

     Некрасов не    только       создал       особый       жанр

социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав   писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы 1862    года,   поэму об освобождающемся,   возрождающемся народе, Некрасов   бесконечно расширил   первоначальный   замысел. Поиски "счастливцев"         на   Руси   увели   его   из современности к

истокам: поэт   стремится осознать не только   результаты   отмены крепостного права,              но   и   саму   философскую   природу понятий

СЧАСТЬЕ, СВОБОДА,   ЧЕСТЬ,   ПОКОЙ,   ибо вне этого   философского

осмысления невозможно   понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

     Принципиальная новизна    жанра   объясняет   фрагментарность поэмы, построенной   из внутренне открытых   глав.    Объединенная образом-символом дороги,   поэма распадается на истории,   судьбы десятков людей.   Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести,   легенды или романа.   Все вместе, в единстве своем, они   составляют судьбу русского народа, его исторический путь от    рабства   к   свободе.   Именно поэтому лишь в последней главе появляется       образ    "народного     заступника"     Гриши

Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.

     Лишь к   этому   моменту    сам    автор    полностью    увидел

композиционное и художественное решение своей поэмы и,   умирая, сожалел, что   не успевает воплотить его: "Единственное, о чем я жалею, -   говорил он, - о том, что не успеваю дописать "Кому на Руси..." Теперь я вижу,   что это такая   вещь,    которая   только целиком будет иметь свое значение."

     Авторская задача   определила      не      только.жанровое

новаторство, но     и   все   своеобразие   поэтики   произведения.

Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму         о   народной   жизни   он   целиком   строит   на

фольклорной основе.   Обратите внимание:   в "Кому на   Руси   жить хорошо?" в      той   или иной степени "задействованы" все основные

жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

     Каково же место и значение фольклора в поэме?   У фольклора свои особые идеи,   стиль,   приемы,   своя образная система, свои законы и    свои   художественные   средства.    Самое   же основное отличие фольклора от художественной литературы -   отсутствие   в нем авторства:     народ   слагает,    народ   рассказывает,   народ слушает. В фольклоре авторскую пози

Художественное своеобразие поэмы "Кому   на Руси жить хорошо?"

 

     Поэма "Кому   на   Руси   жить   хорошо?" занимает центральное место в    творчестве    Некрасова.     Она            стала    своеобразным

художественным итогом    более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме;   заново   осмыслены все волновавшие     его    проблемы;    использованы   высшие   его

художественные достижения.

     Некрасов не       только       создал       особый       жанр

социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав   писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы 1862    года,   поэму об освобождающемся,   возрождающемся народе, Некрасов   бесконечно расширил   первоначальный   замысел. Поиски "счастливцев"    на   Руси   увели   его   из современности к истокам: поэт   стремится осознать не только   результаты   отмены крепостного права,     но   и   саму   философскую   природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА,   ЧЕСТЬ,   ПОКОЙ,   ибо вне этого   философского

осмысления невозможно   понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

     Принципиальная новизна    жанра   объясняет   фрагментарность поэмы, построенной   из внутренне открытых   глав.    Объединенная образом-символом дороги,   поэма распадается на истории,   судьбы десятков людей.   Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести,   легенды или романа.   Все вместе, в единстве своем, они   составляют судьбу русского народа, его исторический путь от    рабства   к   свободе.   Именно поэтому лишь в последней главе появляется              образ    "народного   заступника"     Гриши

Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.

     Авторская задача      определила      не      только.жанровое новаторство, но    и   все   своеобразие   поэтики   произведения.

Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму               о   народной   жизни   он   целиком   строит   на

фольклорной основе.   Обратите внимание:   в "Кому на   Руси   жить хорошо?" в    той   или иной степени "задействованы" все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

     Каково же место и значение фольклора в поэме?   У фольклора свои особые идеи,   стиль,   приемы,   своя образная система, свои законы и    свои   художественные   средства.    Самое   же основное отличие фольклора от художественной литературы -   отсутствие   в нем авторства:     народ   слагает,    народ   рассказывает,   народ слушает. В     фольклоре   авторскую    позицию    заменяет    нечто принципиально иное     -   общенародная   мораль.    Индивидуальная авторская точка зрения чужда самой   природе   устного   народного творчества.

     Авторская литература   обращается    к    фольклору,     когда необходимо глубже   проникнуть в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только к интеллигенции   (основная часть читателей Х1Х века), но и к народу. Обе эти задачи ставил перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"

     И еще   один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора.       Изустное    творчество     не    знает    понятия

"канонический текст":     каждый   слушатель становится соавтором произведения, посвоему   пересказывая его.   К   такому   активному сотворчеству автора    и   читателя и стремился Некрасов.   Именно поэтому его   поэма   написана   "свободным   языком,    максимально приближенным к   простонародной речи.   "Стих поэмы исследователи называют "гениальной находкой" Некрасова.   Свободный   и   гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка,   сохранив   всю   его меткость, афористичность       и   особые   поговорочные   обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы           народной            сказки     (волшебная

скатерть-самобранка потчует странников); искусно   воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских     ораторов,     и    вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика,

     Красочные народные   сцены,    полные   жизни и    движения,

множество характерных   лиц   и   фигур...   -   все   это   создает

неповторимое многоголосие некрасовской поэмы,   в которой как бы исчезает голос            самого   автора,   а вместо него слышны голоса и

речи бесчисленных его персонажей"        .












Hosted by uCoz