Поиск положительного героя в творчестве
Некрасова
Лирический герой
Некрасова
почти
всегда
человек надломленный, раздираемый
внутренними противоречиями,
мучимый своим несовершенством.
Этот глубокий духовный конфликт самого поэта, в котором он постоянно
исповедовался читателю, заставлял его искать
среди предшественников и современников свой идеал, неустанно созидать
высокий образ "рыцаря без страха и
упрека".
То, что
мы привыкли определять как "образ положительного
героя',
и
в
малой
степени
не
передает
возвышенный
идеал некрасовской лирики,
воплощенный
то
в собирательном образе
Гражданина, призывающего
Поэта:
"на благо ближнего живи", то в образе пламенного певца, умевшего
"любить - ненавидя '...
Образ
ГЕРОЯ в творчестве
Некрасова
постоянно
меняется: ведь меняется
время,
меняется Россия,
меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот
ГЕРОЙ
в
пореформенную
эпоху,
в некрасовском творчестве 6О-х годов.
Прошло
совсем
немного
времени
после
проведения
демократических реформ - и стало ясно:
общество
обмануто.
И Некрасов, так
поверивший было в исполнение заветных мечтаний о свободе,
возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось. Однако
теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне
звучит нечто новое:
надлом,
разочарование.
И
не
только
в возможности все
разом
изменить:
переживший крушение главных своих надежд поэт сомневается в том, во имя
кого жил и боролся, -
в самом НАРОДЕ:
Некрасовский ГЕРОИ не абстрактен, это не
воплощение вечных человеческих добродетелей -
он
меняется.
в
зависимости
от требований
эпохи,
в
зависимости от сиюминутных задач своего дела: "жизни во имя
народа". Каков же должен быть ГЕРОИ теперь, когда народ
увиделся
Некрасову
не
только страдающим,
но и забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное
рабство?!
Некрасов первый
из русских литераторов так близко подошел
к
пониманию всей противоречивой
глубины
народного
характера. Ведь 60-е
годы - время особой увлеченности народной
темой:
в народе искали ответы на все
вопросы,
в
нем
видели
исток
и надежду, полагая,
что
все
-
и
духовное,
и социальное сосредоточено
в этом совершенно непознанном субъекте,
в
terra incognita - в демосе.
В
лирике
Некрасова
в
то
время
призывы
к
освобождению
народа от
крепостной
зависимости
стоят
рядом
с
размышлениями
о
том,
что даст
народу
эта
свобода,
как
он
ее
примет,
как осознает.
Посмотрите: его персонажи
сейчас
-
подчеркнуто
безответные,
забитые
люди,
безропотно
принимающие
любые
унижения.
Таковы
и
строители
железной
дороги
("Железная
дорога",
1864
г.),
которые,
подобно
древним
рабам Египта,
отдали
здоровье,
силы,
а
многие
и
жизнь
на
строительстве,
а потом
легко
позволили
себя
обмануть
управляющему;
и
ходоки
("Размышления
у
парадного
подъезда",
1858
г,):
шли
в
столицу
за
правдой
и легко
уходят,
непущенные
даже
на
порог
"роскошных
палат..."
Автор
не только
и
не
столько
жалеет
их,
сколько
пишется
понять,
в
чем
причина их долготерпения,
где его предел и есть ли он:
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон
бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, Создал
песню, подобную стону,
И
духовно навеки почил?.
("Размышления
у парадного подъезда", 1858г'.)
Одним из
главных
духовных
ориентиров
Некрасова
был
Лермонтов.
Вспомните
горестную лермонтовскую
"благодарность": "За жар
души,
растраченный в пустыне";
вспомните его Пророка осмеянного, побиваемого
каменьями
за
то,
что
посмел провозглашать
"любви
и
правды
чистые
ученья '.
Та же мука
впустую
растраченного
душевного
жара,
то
же
неизбывное
страдание
пророка,
не услышанного своим
народом,
не узнанного им, звучат в
каждой строке некрасовской "Элегии" 1874 года.
Художественное своеобразие поэмы
"Кому
на
Руси
жить хорошо?"
Поэма "Кому
на
Руси
жить
хорошо?" занимает центральное место в
творчестве
Некрасова.
Она
стала
своеобразным
художественным
итогом
более чем тридцатилетней работы
автора.
Все
мотивы лирики Некрасова развиты в поэме;
заново
осмыслены все волновавшие
его
проблемы;
использованы
высшие
его
художественные
достижения.
Некрасов не
только
создал
особый
жанр
социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав
писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы
1862
года,
поэму об освобождающемся,
возрождающемся народе, Некрасов
бесконечно расширил
первоначальный
замысел. Поиски "счастливцев"
на
Руси
увели
его
из современности к
истокам:
поэт
стремится осознать не только
результаты
отмены крепостного права,
но
и
саму
философскую
природу понятий
СЧАСТЬЕ,
СВОБОДА,
ЧЕСТЬ,
ПОКОЙ,
ибо вне этого
философского
осмысления
невозможно
понять суть настоящего
момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная новизна
жанра
объясняет
фрагментарность поэмы,
построенной
из внутренне открытых
глав.
Объединенная образом-символом дороги,
поэма распадается на истории,
судьбы десятков людей.
Каждый
эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести,
легенды или романа.
Все вместе, в единстве своем, они
составляют судьбу русского народа, его
исторический путь от
рабства
к
свободе.
Именно поэтому лишь в
последней главе появляется
образ
"народного
заступника"
Гриши
Добросклонова
- того, кто поведет людей на волю.
Лишь к
этому
моменту
сам
автор
полностью
увидел
композиционное
и художественное решение своей поэмы и,
умирая, сожалел, что
не успевает
воплотить его: "Единственное, о чем я жалею, -
говорил он, - о том, что не успеваю дописать "Кому на
Руси..." Теперь я вижу,
что это
такая
вещь,
которая
только целиком
будет иметь свое значение."
Авторская задача
определила
не
только.жанровое
новаторство,
но
и
все
своеобразие
поэтики
произведения.
Некрасов
многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму
о
народной
жизни
он
целиком
строит
на
фольклорной
основе.
Обратите внимание:
в "Кому на
Руси
жить хорошо?" в
той
или иной степени "задействованы" все основные
жанры
фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в
поэме?
У фольклора свои особые
идеи,
стиль,
приемы,
своя образная система,
свои законы и
свои
художественные
средства.
Самое
же основное отличие фольклора от
художественной литературы -
отсутствие
в нем авторства:
народ
слагает,
народ
рассказывает,
народ слушает. В фольклоре авторскую пози
Художественное
своеобразие поэмы "Кому
на Руси
жить хорошо?"
Поэма "Кому
на
Руси
жить
хорошо?" занимает центральное место в
творчестве
Некрасова.
Она
стала
своеобразным
художественным
итогом
более чем тридцатилетней работы
автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме;
заново
осмыслены все
волновавшие
его
проблемы;
использованы
высшие
его
художественные
достижения.
Некрасов не
только
создал
особый
жанр
социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав
писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы
1862
года,
поэму об освобождающемся,
возрождающемся народе, Некрасов
бесконечно расширил
первоначальный
замысел. Поиски "счастливцев"
на
Руси
увели
его
из современности к истокам: поэт
стремится осознать не только
результаты
отмены крепостного
права,
но
и
саму
философскую
природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА,
ЧЕСТЬ,
ПОКОЙ,
ибо вне этого
философского
осмысления
невозможно
понять суть настоящего
момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная новизна
жанра
объясняет
фрагментарность поэмы,
построенной
из внутренне открытых
глав.
Объединенная образом-символом дороги,
поэма распадается на истории,
судьбы десятков людей.
Каждый
эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести,
легенды или романа.
Все вместе, в единстве своем, они
составляют судьбу русского народа, его
исторический путь от
рабства
к
свободе.
Именно поэтому лишь в
последней главе появляется
образ
"народного
заступника"
Гриши
Добросклонова
- того, кто поведет людей на волю.
Авторская задача
определила
не
только.жанровое новаторство, но
и
все
своеобразие
поэтики
произведения.
Некрасов
многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму
о
народной
жизни
он
целиком
строит
на
фольклорной
основе.
Обратите внимание:
в "Кому на
Руси
жить хорошо?" в
той
или иной степени "задействованы" все основные жанры фольклора:
сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в
поэме?
У фольклора свои особые
идеи,
стиль,
приемы,
своя образная
система, свои законы и
свои
художественные
средства.
Самое
же основное отличие фольклора от
художественной литературы -
отсутствие
в нем
авторства:
народ
слагает,
народ
рассказывает,
народ слушает. В
фольклоре
авторскую
позицию
заменяет
нечто принципиально иное
-
общенародная
мораль.
Индивидуальная авторская точка зрения чужда самой
природе
устного
народного творчества.
Авторская литература
обращается
к
фольклору,
когда необходимо глубже
проникнуть в суть общенародной морали; когда
само произведение обращено не только к интеллигенции
(основная часть читателей Х1Х века), но и к народу. Обе эти
задачи ставил перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить
хорошо?"
И еще
один важнейший аспект отличает авторскую литературу от фольклора.
Изустное
творчество
не
знает
понятия
"канонический
текст":
каждый
слушатель становится соавтором произведения,
посвоему
пересказывая его.
К
такому
активному сотворчеству
автора
и
читателя и стремился Некрасов.
Именно поэтому его
поэма
написана
"свободным
языком,
максимально приближенным к
простонародной речи.
"Стих поэмы исследователи называют
"гениальной находкой" Некрасова.
Свободный
и
гибкий стихотворный размер, независимость от
рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка,
сохранив
всю
его меткость,
афористичность
и
особые
поговорочные
обороты;
органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания,
элементы
народной
сказки
(волшебная
скатерть-самобранка
потчует странников); искусно
воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные
монологи крестьянских
ораторов,
и
вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика,
Красочные народные
сцены,
полные
жизни
и
движения,
множество
характерных
лиц
и
фигур...
-
все
это
создает
неповторимое
многоголосие некрасовской поэмы,
в
которой как бы исчезает голос
самого
автора,
а вместо него слышны голоса и
речи
бесчисленных его персонажей"
.
|